За последние несколько лет серия выставок и монографий подтолкнула к повторному открытию социалистического модернизма, его мощное выражение и экзотика вызвали значительный интерес. Недавно вышедшая фотокнига « Бетонная Сибирь. Советские пейзажи Крайнего Севера от Zupagrafika проливают новый свет на эту относительно малоизученную главу истории архитектуры, демонстрируя советскую архитектуру крупных городов Сибири и давая представление о малоизвестном ландшафте. В книге представлена архитектура и городская среда шести сибирских городов: Новосибирска , Омска , Красноярска , Норильска , Иркутска и Якутска.через объектив российского фотографа Александра Веревкина , открывающий новый взгляд на послевоенную архитектуру.
Фотографический проект создан Zupagrafika , независимым издательством и дизайнерской студией из Польши, чья работа сосредоточена на европейской послевоенной модернистской и бруталистской архитектуре, особенно в бывшем Восточном блоке. Компания Zupagrafika, основанная в 2012 году Дэвидом Наварро и Мартиной Собецкой, задокументировала это архитектурное наследие в обширной работе, включая Brutal Britain , Eastern Blocks и Panelki .
В этом последнем проекте дуэт хотел поближе взглянуть на то, как советский период повлиял на архитектуру и градостроительство в Сибири :
Через Concrete Siberia мы делимся архитектурой, которая нас завораживает и которую мы документировали разными способами (будь то иллюстрации или фотографии) в течение последнего десятилетия. Многие из зданий, запечатленных в книге, ранее ни в каком виде не публиковались. Мы считаем, что эта книга может быть инструментом для исследования неизвестных мест и построек, которые сформировали городские пейзажи Сибири, а также, возможно, для того, чтобы оценить их такими, какие они есть.
Изображенные в книге сибирские города изначально были спроектированы вокруг единой отрасли, в которой занято большинство жителей. Типизация, одна из самых узнаваемых черт советской архитектуры, распространилась от жилых массивов до общественных зданий, поскольку проекты космических цирков, бетонных театров и оперных театров разрабатывались централизованно в Москве, а затем реализовывались только на Крайнем Севере. Тем не менее, этот отдаленный район не был лишен архитектурных изобретений, так как несколько местных архитекторов разработали собственную интерпретацию модернистской архитектуры с учетом ландшафта и климата. Среди них были Владимир Павлов, который разработал собственный архитектурный стиль в Иркутске , и Виталий Орехов с его творческим подходом к брутализму для Центрального стадиона в Красноярске.
С другой стороны, книга также служит изображением архитектуры в экстремальных условиях. Работа над альбомом сама по себе была вызовом для фотографа Александра Веревкина , поскольку в книге представлены два самых холодных города на Земле, Якутск и Норильск , где температура часто достигает -30 градусов по Цельсию. Ряды бетонных панельных блоков, которые защищают центр Норильска от резких ветров, являются ярким напоминанием о суровых климатических условиях городской среды.
С момента основания « Зупаграфика» Дэвид и Мартина путешествовали и документировали послевоенную модернистскую и бруталистскую архитектуру, ссылаясь на реальный опыт этих мест и зданий в качестве основного источника вдохновения для своих книг. Дуэт стремится нарисовать более полную картину этого архитектурного наследия, которое до сих пор широко не понимается и категорически отвергается широкой публикой. Работа Zupagrafika помогает распространять сложную красоту послевоенной архитектуры с ее идеалами и недостатками, создавая предпосылки для нового понимания этого периода в истории архитектуры.
Мы воспринимаем здания и комплексы, изображенные в наших книгах, как антигероев современной архитектуры. Хотя в них проживает подавляющее большинство горожан, послевоенные пригороды, микрорайоны и районы Центральной и Восточной Европы были невидимы на протяжении десятилетий, многие предпочли бы, чтобы их не было, или мы просто принимали их как должное. Мы находим повторение паттернов, а также дизайн этих структур абсолютно захватывающим, а иногда и гипнотическим.